ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – оценка результатов лечения и профилактики кровотечения из варикозно расширенных вен пищевода у пациентов из «Листа ожидания» (ЛО) трансплантации печени (ТП).
Материалы и методы. В НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского с 2005 по 2010 г. на лечении находилось 27 больных с циррозом печени различной этиологии, осложнившемся портальной гипертензией. На основании клинико-инструментального обследования все пациенты были включены в ЛО ТП. В комплекс инструментального обследования наряду с эзофагогастродуоденоскопией (ЭГДС) были включены ультразвуковое исследование органов брюшной полости, динамическая и статическая сцинтиграфия печени.
Результаты. По данным диагностической ЭГДС варикозное расширение вен пищевода III степени было выявлено у всех 27 больных. Отмечена достаточно высокая частота не только эрозивного гастродуоденита, но и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (22,2% наблюдений).
Выводы. Диагностическая и лечебная ЭГДС у пациентов с тяжелой портальной гипертензией позволяет диагностировать у них варикозное расширение вен пищевода и ряд сопутствующих патологических изменений, а также применить комплекс миниинвазивных методов, направленных на остановку и профилактику пищеводно-желудочно-кишечного кровотечения.
Цель исследования — изучение роли эхографических методик в оценке гемодинамических и структурных изменений печеночного трансплантата (ПТ) при ишемически-реперфузионных повреждениях (ИРП).
Материалы и методы. Проанализированы результаты динамического эхографического наблюдения 122 пациентов, которым за период 2005–2010 гг. была выполнена ортотопическая трансплантация печени.
Результаты. В первые сутки после выполненной операции в бассейне артериального русла ПТ чаще регистрировался высокорезистентный кровоток. У 35% пациентов к 3-м суткам выявлялась отрицательная динамика в виде увеличения значений индекса резистентности на уровне печеночной артерии или ее ветвей. У 42,3% всех обследованных пациентов были диагностированы преходящие постишемические структурные изменения трансплантированного органа; у 28% выявлено формирование крупноочаговых некрозов. Летальность среди больных с транзиторным отеком печеночной паренхимы составила 4,5%. В группе реципиентов, у которых были диагностированы крупноочаговые некрозы печеночной паренхимы, летальность составила 29,6%. У 10% больных, в связи с дисфункцией трансплантата, была выполнена ретрансплантация печени.
Выводы. По данным эхографии, гемодинамические и структурные изменения ПТ, как следствие перенесенного ишемическиреперфузионного синдрома выявляются у подавляющего большинства реципиентов. Динамический ультразвуковой контроль является надежным инструментальным методом определения тяжести повреждений ПТ и факторов риска развития неблагоприятного исхода.
Цель исследования — разработка рациональных способов коррекции питательного статуса у пациентов с диффузными заболеваниями печени, находящихся в «Листе ожидания» (ЛО) трансплантации печени (ТП).
Материалы и методы. Проведено комплексное обследование 82 пациентов с циррозом печени (ЦП), включенных в ЛО ТП и распределенных по 3 группам. Пациенты были сопоставимы по возрасту, полу и тяжести состояния. Во всех группах исследовали показатели питательного статуса, энерготрат. Для оценки нарушений в статусе питания использовались комплексные методы расчета показателей питательного статуса, энерготрат и потребности в питательных веществах.
Результаты и обсуждение. При проведении оценки статуса питания, метаболизма и питательной терапии у 64 (78%) пациентов в ЛО ТП выявлены нарушения. Нормальный статус питания был определен у 18 (22%) пациентов, белковоэнергетические нарушения легкой степени тяжести были выявлены у 18 (22%), средней степени — у 40 (48,8%) и тяжелой — у 6 (7,3%) пациентов. Больным с нарушением питания средней и тяжелой степени дополнительно к диетическому питанию перорально назначались сбалансированные питательные смеси (СПС). Для коррекции дисбаланса аминокислотного состава крови 10 пациентам назначался гепамин в комплексной терапии печеночной энцефалопатии. На фоне проводимой терапии отмечалось достоверное снижение уровня аммиака в сыворотке и улучшение показателей психометрического тестирования.
Выводы и практические рекомендации. При постановке пациентов с ЦП в ЛО ТП и при поступлении пациентов в стационар для оперативного вмешательства необходимо выполнить комплексную оценку состояния питания и установить степень недостаточности питания. Больным с недостаточностью питания средней и тяжелой степени, а также с осложнениями послеоперационного периода необходимо составить индивидуальный план питательной поддержки.
Цель работы – сравнение эффективности вакцинации против вирусного гепатита В (HBV) в группах больных, перенесших ортотопическую трансплатацию печени (ОТП) по причинам, этиологически не связанным с HBV, с использованием гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора (ГМКСФ) в качестве адъюванта и без адъювантов.
Материалы и методы. Вакцинация против HBV проводилась 18 больным, перенесшим ОТП в связи с заболеваниями печени, этиологически не связанными с инфекцией HBV. Девять пациентов получали двойные дозы вакцины по схеме 0, 1 и 2 мес с адъювантом (молграмостим). Группу сравнения составили 9 больных, получавших двойные дозы вакцины без адъюванта.
Результаты. В группе больных, вакцинированных по схеме с адъювантом, у 4 пациентов (44,4%) наблюдался значительный иммунный ответ (анти-HBs > 200 мМЕ/мл). Ни у одного пациента из группы сравнения такого ответа не отмечено (p=0,037).
Выводы. Применение молграмостима в качестве адъюванта при вакцинации против HBV больных, перенесших ОТП, увеличивает ее эффективность.
Введение. В настоящее время существует лишь один метод замещения практически любых по размерам дефектов покровных тканей, удовлетворяющий всем требованиям первичной пластики, — микрохирургическая аутотрансплантация тканевых комплексов на сосудистой ножке. Первичная пластика методом микрохирургической аутотрансплантации позволяет не только выполнять адекватные реконструктивные манипуляции на травмированной конечности, но и создает оптимальные условия для отсроченных хирургических вмешательств.
Материалы и методы. В НИИ cкорой помощи им. Н.В. Склифосовского аутотрансплантация васкуляризированных комплексов тканей для укрытия дефектов мягких тканей производится с 2000 г. За это время выполнена пересадка 57 лоскутов 57 пациентам с открытыми переломами костей конечностей. Для закрытия мягкотканных дефектов мы успешно применяли свободные аутотрансплантаты, включающие в себя мышцы и кожу.
Результаты и обсуждение. Из 57 операций первичной микрохирургической аутотрансплантации тканевых лоскутов лишь в 4 случаях потребовалась экстренное вмешательство, в остальных – отсроченное. Все пересаженные аутотрансплантаты прижились полностью.
Выводы. Применяемая нами методика дает возможность свести к минимуму ущерб, наносимый донорской области, и в конечном итоге улучшает как функциональные, так и эстетические результаты операции. Наш опыт позволяет рекомендовать более активное внедрение методов микрохирургической пластики в клиническую практику.
Цель исследования – оценка эффективности эндоскопических транспапиллярных вмешательств в диагностике и лечении билиарных осложнений у больных после ортотопической трансплантации печени (ОТП).
Материалы и методы. За период с января 2000 по октябрь 2010 г. в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского выполнена 171 ОТП. Из них эндоскопические транспапиллярные вмешательства на желчных протоках по поводу билиарных осложнений были предприняты у 13 (7,6%) пациентов. У этих больных в итоге выполнено 33 эндоскопические ретроградные холангиографии, 13 эндоскопических папиллосфинктеротомий, 5 бужирований и 22 стентирования.
Результаты. Летальных исходов, связанных с эндоскопическими вмешательствами, не было. В целом непосредственный результат эндоскопического лечения был положительный у 10 (77,0%) больных. Полученные нами результаты эндоскопического лечения сопоставимы с данными литературы.
Выводы. Эндоскопическая ретроградная холангиография позволяет выявить стриктуры и несостоятельность билиобилиарных анастомозов после ОТП, которые служат показанием к эндоскопическому билиодуоденальному стентированию с этапным рестентированием.
Цель исследования — оценка влияния предсуществующих HLA-антител на течение посттрансплантационного периода, а также изучение динамики выработки донор-специфических антител у реципиентов после пересадки аллогенной трупной почки.
Материалы и методы. Исследовано 110 образцов сыворотки крови пациентов, включенных в «Лист ожидания» (ЛО) трансплантации почки (ТП). Для оценки влияния наличия предсуществующих антител на течение посттрансплантационного периода обследовано 55 пациентов (32 мужчины и 23 женщины в возрасте от 28 до 63 лет), которым в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в период с октября 2009 по сентябрь 2010 г. была выполнена ТП. Далее мы осуществляли контроль над уровнем HLA-антител в посттрансплантационном периоде. Всего было обследовано 27 пациентов (15 мужчин и 12 женщин в возрасте от 26 до 61 года) после ТП, выполненной в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в период с марта по сентябрь 2010 г.
Результаты и обсуждение. С ноября 2009 г. у всех пациентов, включенных в ЛО ТП в НИИ скорой помощи им. Н.В Склифосовского, определяют уровень предсуществующих HLA-антител в сыворотке крови. На сегодняшний день обследовано 110 пациентов, из них 69 мужчин и 41 женщина ожидают пересадку почки.
Заключение. Определение уровня предсуществующих HLA-антител у реципиентов, готовящихся к ТП, обязательно, поскольку позволяет на практике выделить группу пациентов, нуждающихся в более тщательном подборе донорских органов и проведении предоперационной подготовки, которая включает методы экстракорпоральной гемокоррекции и медикаментозной терапии.
Цель исследования – изучение характера послеоперационного течения инфекции, вызванной вирусом гепатита С (HCV), и выявление факторов, влияющих на прогноз болезни трансплантата.
Материалы и методы. Проанализированы данные о течении возвратной HCV-инфекции у 38 реципиентов, перенесших ортотопическую трансплантацию печени (ОТП) в Московском центре трансплантации печени за период с сентября 2000 по сентябрь 2010 г., переживших ранний послеоперационный период и не включенных в международные клинические испытания.
Результаты. Возврат HCV-инфекции после ОТП наблюдался у всех больных, у которых РНК HCV присутствовала в крови до ОТП. В первый год после ОТП течение возвратной HCV-инфекции могло быть латентным или проявляться активным гепатитом. Активный прогрессирующий гепатит чаще развивался при наличии сопутствующей патологии трансплантата и/или при проведении пульс-терапии метилпреднизолоном. Независимо от течения HCV-инфекции (латентное, активное) гистологические признаки серьезного поражения печени к концу первого года после ОТП наблюдались у 3/4 больных, причем в 19% случаев имел место формирующийся цирроз печени. У большинства (5 (63%) из 8), больных, у которых в первый год после ОТП течение возвратной HCV-инфекции было латентным, к концу 2-го года после ОТП развивался активный прогрессирующий гепатит, который в отсутствие эффективной противовирусной терапии привел к смерти 2 (25%) из 8 больных, наблюдавшихся более 3 лет после ОТП. Фиброзирующий холестатический гепатит наблюдался нами в 5% случаев возвратной HCV-инфекции и привел к ретрансплантации печени или смерти пациентов.
Заключение. Возврат HCV-инфекции после ОТП наблюдался у всех больных, у которых РНК HCV присутствовала в крови до операции. Характер течения возвратной HCV-инфекции в первый год после ОТП зависел от сопутствующей патологии трансплантата печени и ее лечения. У большинства больных к концу 2-го года после ОТП развивался активный прогрессирующий гепатит.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
В статье приводится клинический пример успешной терапии тяжелого сепсиса, причиной которого явился метициллинрезистентный штамм, у пациентки перенесшей трансплантацию печени и спленэктомию.
РАЗНОЕ
Представлен анализ современных подходов к отбору реципиентов для трансплантации сердца (ТС), а именно подходов к оценке тяжести сердечной недостаточности (СН), поскольку СН относится к наиболее частым показаниям к ТС. По мере увеличения доступности новых типов терапии и перехода имплантации механических устройств для вспомогательного кровообращения в разряд более стандартных вмешательств подходы к отбору больных будут совершенствоваться. С учетом недостатка донорских органов предполагается сохранение тенденции к выполнению ТС у наиболее тяжелых больных, которые нуждаются в длительном парентеральном применении препаратов с положительным инотропным действием и механической поддержке кровообращения.
Цель исследования — морфологическое (гистологическое) изучение влияния разработанной коллагеновой повязки на заживление ожоговой раны IIIа степени.
Материалы и методы. Исследованы биоптаты ран 19 больных с ожогами IIIа степени (от 10 до 60% поверхности тела, средний возраст — 50 лет), для лечения которых использовали биологическую повязку на основе коллагена типа I. Контролем служили раны тех же больных, которые лечили с помощью повязок с мазью левомеколь. Проведено гистологическое исследование заживления ожоговых ран IIIа степени при использовании в 1–2-е сутки после травмы биологической повязки на основе коллагена типа I, обогащенной тромбоцитарным фактором роста (PDGF-BB).
Результаты. Эпителизация ожоговых ран при использовании коллагеновой повязки наблюдалась на 7–9-е сутки. В контроле при благоприятном течении раневого процесса — на 20–22-е сутки.
Выводы. Применение биологической повязки на основе коллагена типа I, обогащенной PDGF-BB, в 1–2-е сутки после травмы значительно ускоряет процесс заживления ожоговых ран IIIа степени. Вероятно, стимулирующий эффект повязки в первую очередь связан с тем, что на ранней стадии раневого процесса экзогенный коллаген повязки создает условия, необходимые для закрепления и движения клеток (как кератиноцитов, так и фибробластов).
Цель исследования — оценка эффективности фолликулярной микроаутотрансплантации в лечении рубцовой алопеции.
Материалы и методы. Анализируются результаты хирургического лечения 62 пациентов с рубцами волосистой части головы различной локализации после травм, ожогов и операций. Оперативное лечение выполнено методом фолликулярной микроаутотрансплантации. Операция выполнялась как амбулаторная процедура (пациенты не нуждались в госпитализации) и включала 4 основных этапа. Эффективность проведенного хирургического лечения рубцовой алопеции оценивали на основании анализа непосредственных и отдаленных результатов. Пол, возраст, этиология и сроки существования рубца не влияли на результаты лечения.
Результаты. Непосредственные результаты операции оценивали по таким признакам, как доля прижившихся трансплантатов и качество восстановленных волос. Отдаленные результаты операций прослеживали в течение как минимум 9 мес. Максимальный срок наблюдения составил 2,8 года. Приживляемость трансплантированных фолликул составляет в среднем 93,8%, при наличии нормотрофического рубца — 96,6%.
Заключение. Пересадка собственных волос методом фолликулярной микроаутотрансплантации — эффективный хирургический метод лечения больных с рубцовыми дефектами волосистой части головы, она дает хороший косметический эффект и существенно улучшает качество жизни пациентов с рубцовой алопецией.
ISSN 2542-0909 (Online)